1 Вопрос "не следует ли откладывать крещение ребенка, родившегося в результате суррогатного материнства до достижения им сознательного возраста?" прозвучал на состоявшемся внеочередном заседании рабочего президиума Синодальной библейско-богословской комиссии Русской православной церкви. Прозвучал он из уст митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), возглавляющего комиссию. То есть речь не идет о том, чтобы отказывать ребенку, рожденному от суррогатной матери, в таинстве крещения, нет. Разговор о том, что, может быть, стоит откладывать крещение - до тех пор, пока ребенок не сможет сознательно принять таинство.
2 "Заголовок, не просто искажающий суть статьи, но часто даже прямо противоречащий изложенному в самой статье, - обычный прием манипулирования общественным мнением сегодня, - утверждает эксперт информационных войн И. Ю. Нежданов. - Мы все перегружены информацией, часто времени хватает только на беглый просмотр первой строчки ленты новостей, на то и расчет. К тому же броский заголовок лучше запоминается, а длинную статью не все еще станут и читать", - продолжает аналитик. Но мы прочитали, специально зайдя для этого на официальный сайт Отдела внешних церковных связей. О том, что узнали, позже, а пока давайте поговорим о ханжестве. Действительно, а как Церковь относится к такой животрепещущей теме, как любовь? К любви не в абстрактном, небесном понимании, а во вполне земном, плотском? А к самому акту единения? К зачатию, в конце концов?
3 Церковь руководствуется убежденностью в том, что "зарождение человеческого существа является даром Божиим", - читаем мы в "Основах социальной концепции Русской православной церкви". "Основы социальной концепции РПЦ" - официальный документ, регламентирующий отношения Церкви и государства, Церкви и общества. И вот в нем среди строгих формулировок базовых положений учения Церкви мы видим - не удивляйтесь! - возможно, самые поэтичные строчки на свете!
Царь Давид, "псалмопевец, описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои" (Пс. 138, 13, 15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева" (Иов. 10:8-12, 18). "Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1, 5-6), - сказал Господь пророку Иеремии".
Русский религиозный философ, автор знаменитого труда "Святые отцы и учителя Церкви" Лев Карсавин писал о единении мужчины и женщины так: "По существу своему и в идеале половой акт - наиболее духовный из актов человека... Здесь человек наиболее причастен Божьему творческому акту, погружаясь в бездну небытия, из коей подъемлется новый человек: здесь возникает новое пространство и новое время рождающегося, преобразуя весь пространственно-временной мир; здесь даже животное приближается к духовности, становясь способным на любовь и жертву".
Можно было бы цитировать и дальше - библейскую "Песнь Песней" или же наших религиозных философов Бердяева, Соловьева, можно было бы рассуждать о природе эроса, но давайте оставим что-нибудь на потом. А пока замечу, что в Церкви существуют праздники, посвященные зачатию, - например, праздник зачатия Пресвятой Богородицы во чреве Ее матери праведной Анны или праздник зачатия Иоанна Предтечи - в утробе праведной Елизаветы. Действительно, торжественный момент: человек еще не родился, но он уже есть, душа его уже живет! Кстати, существуют и иконы этих праздников, они поразительно целомудренны - таково отношение православия к этой величайшей тайне: любви двоих и зарождению жизни - с одной стороны, абсолютно земное, предельно конкретное, а с другой - поэтическое, возвышенное.
"Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их некогда в Кане, на браке вкушая пищу плотию и претворяя воду в вино..." - звучит в Великом каноне Андрея Критского, читаемого, заметьте, в первые дни Великого поста.
Православию свойственно возвышенное восприятие всего человека, в том числе его телесности. И предельно буквальное, едва ли не физиологическое и уж точно не ханжеское, обозначение естественных потребностей женщин и мужчин в православии удивительным образом сочетается с целомудрием. С пониманием невозможности вмешательства в интимный мир другого.
4 "Но чадородие хоть и желанный плод законного супружества, - говорится в "Основах социальной концепции РПЦ", - но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с "плодом чрева на пользу" супругам в молитвах чина венчания испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, "единомыслия душ и телес". Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными".
5 Отвлечемся ненадолго от "Основ социальной концепции РПЦ" и обратимся к исследованиям ученых. Выводы, к которым пришла И. В. Силуянова, д-р ф.н., зав. каф. биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н. И. Пирогова, проливают свет на многое. Ирина Васильевна доказывает связь между проблемами, имеющими на первый взгляд противоположные знаки. Связь между массовыми абортами и искусственным оплодотворением!
"Вопросы этики искусственного оплодотворения - это проблемы отношения к началу человеческой жизни. Но если в случае аборта врач и женщина вступают в моральное отношение с человеческой жизнью, пусть сроком в несколько дней, недель, месяцев, то в случае искусственного оплодотворения это отношение не столько к началу уже существующей жизни, сколько к возможности самого ее начала. И если аборт, контрацепция, стерилизация - это борьба с возникновением человеческой жизни, то искусственное оплодотворение - борьба за возможность ее возникновения.
Показательно, что в этой "борьбе" искусственный аборт и искусственное оплодотворение тесно связаны между собой: практика искусственного аборта поставляет пациентов для практики искусственного оплодотворения. Так, по некоторым данным, распространенность искусственного аборта как одного из способов планирования семьи ведет к росту вторичного (приобретенного) бесплодия. Специалисты полагают, что вторичное бесплодие на 55% является осложнением после искусственного аборта. И если в среднем уровень бесплодия остается примерно таким же, как и 20-30 лет назад, то в настоящее время его структура меняется в сторону увеличения вторичного бесплодия. Таким образом, очевидно, что исторически потребность в искусственном оплодотворении вырастает отнюдь не только из потребностей борьбы с собственно бесплодием вообще, сколько из потребностей борьбы с трубным бесплодием...
Эпидемия абортов 2-й половины XIX века исторически и логически связана с разработкой методик искусственного оплодотворения. Проф. И. Мануилова констатирует: медицинская рекомендация к "экстракорпоральному оплодотворению, как правило, является следствием анатомических нарушений в маточных трубах вследствие искусственного аборта".
6 Запомним этот крайне важный вывод ученых и ненадолго отвлечемся от медицины, еще раз заслушав аналитика информационного пространства И.Ю. Нежданова. "В современном мире, как никогда ранее, на первый план общественного сознания выходит не само явление как таковое, а его отражение - в СМИ, в Интернете. Причем наше отношение к явлению во многом определяется тем, какое название ему будет присвоено и какую новость об этом мы услышим первой".
7 "Общественное сознание порождает весьма яркие эпитеты для искусственного оплодотворения, - читаем дальше у И. В. Силуяновой, - "новая технология размножения", "техногенное производство людей", "асексуальное размножение". В оборот входят понятия: "избирательный аборт", "торговля репродуктивным материалом", "продукция оплодотворения" (дети), "суррогатное материнство" и т.п. Каждое из этих понятий - реальная единица "этического минного поля", которое новые репродуктивные технологии создают для современной культуры. Как быть с эмоционально-психологическим миром личности, рожденной "в пробирке", ее моральным самосознанием, ее юридическими правами, социальным статусом, в конце концов?" - задается вопросом ученый.
Разобраться в этом мы постараемся уже через неделю, жду ваших писем и приглашаю к дискуссии.
Продолжение в следующем номере.
Пишите: 125993, г. Москва, ул. Правды, д. 24, Редакция "Российской газеты" или pisma-maria@mail.ru